Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Хосе Виньяс

 

ВИНЬЯС Диас Хосе (Jose Vinas), 1823-1888, – испанский гитарист и композитор. Родился в Барселоне 27 сентября 1823 года. Изучал музыку под руководством падре фрая Педро Паскуаля Ферераса, многие годы посещал школу музыки монастыря Мерседариос в Барселоне. Прославился как пианист, скрипач, гитарист, композитор и дирижер оркестра, но кульминацией его творчества стала гитара. В качестве концертного исполнителя-гитариста в возрасте 21 года предпринял артистическое турне по Швейцарии, Рос-сии, Германии, Франции, Англии и Италии. Везде его сопро-вождали заслуженные аплодисменты и похвальные отзывы. Хосе Виньяс еще до Тарреги (и это говорит о его культуры и музыкальном вкусе) предпочитал исполнять произведения Сора и Агуадо и уделял внимание национальным произведе-ниям испанских провинций.

О виртуозе-гитаристе Виньясе уже в 1859 году пишет в «Истории испанской музыки» Сориано Фуэртес: «Сегодня справедливо привлекают внимание публики и посвященных эти два молодых преподавателя – дон Хулиан Аркас и дон Хосе Виньяс».

Хосе Виньяс работал как руководитель-артист в крупнейших академиях в Барселоне, Мадриде и других крупных испан-ских городах. Много сезонов он был директором оркестра в разных театрах Мадрида, Сарагосы, Валенсии и, в част-ности, в старинном барселонском театре Санта Крус. Несколько лет он блестяще выступал в Кафедральном соборе города в последние годы жизни в качестве солиста-тенора капеллы. Воспитал целую плеяду учеников по форте-пиано, скрипке, пению, музыке вообще и своему любимому инструменту – гитаре. По свидетельству Д.Прата, Виньяс выпустил 35 оригинальных произведений для гитары, среди которых называются  "Мечта", "Каприччо",  "Оригинальная фантазия", "Имитация фортепиано" ("Плектр"), "Интродукция и анданте" (опус 41, посвященное Тарреге), "Тирольская песня", "Шотландские танцы", 6 этюдов, разные танце-вальные пьесы. Характеризуя их музыкальную сторону он в "Словаре гитаристов" говорит: "Произведения Виньяса немного портит их структура, растянутая напыщенность и мы даже осмеливаемся сказать, отсутствие музыкальной основы для инструмента... Чтобы было более понятно, мы скажем, что Виньяс сочинял для гитары, как дирижер оркестра, забывая о возможностях этого инструмента. Поэтому несомненная удача Виньяса – более короткие произведения. Его "Мечта", посвященная талантливому уче-нику Хосе Вилье, приятное произведение, оно дошло до наших дней, и мы очень рекомендуем его в первые годы обучения". В доме Виньяса проходили знаменитые музы-кальные вечера, на которые собирались многочисленные друзья и любители гитары.

Хосе Виньяс умер в Барселоне в 1888 году.
 

Фантазия

WMA

 

Основной источник:
Доминго ПРАТ "Биографический, библиографический и
историко-критический словарь гитаристов"(1934).


TopList
Hosted by uCoz