Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Федор Михайлович
Циммерман

 
 

ЦИММЕРМАН Федор Михайлович (1808-1882), – прославленный русский гитарист-семиструнник, композитор. Принадлежал к дворянскому сословию, по происхождению немец (семья Циммерман получила русское дворянство в 1773 году). Один из наиболее видных учеников А.О. Сихры. Прекрасно импровизировал на гитаре. Обладал неповторимой исполнительской манерой; предпочитал исполнять главным образом собственные произведения. Сам Ф. М. Циммерман не записывал и не публиковал свои сочинения, поэтому дошедшие до нас его импровизации, вальсы, мазурки и этюды сохранились только благодаря стараниям его друзей (в частности, композитора В.С. Саренко, записавшего некоторые из импровизаций). Федора Циммермана часто сравнивают с другим знаменитым русским гитаристом – Михаилом Высотским.

* * *

Гитарист-виртуоз, композитор Федор Михайлович Циммерман родился в 1808 г. в с. 3еметчино (ныне Бондарского района Тамбовской области России) в родовом имении деда – участника Отечественной войны 1812 г. генерал-майора Ф.К. Циммермана. Отец, подполковник гусарского полка М.Ф. Циммерман, умер, когда сыну было четыре года. Мать, польская дворянка Жозефина Матвеевна, воспитывала четверых детей в доме свёкра.

По семейной традиции Циммерман начал службу в военном ведомстве в Петербурге. Увлекшись семиструнной гитарой, стал учеником знаменитого гитариста А.О. Сихры и со временем превзошел своего учителя. Его современник, историограф гитарного искусства М. Стахович писал: "Из живущих теперь виртуозов семиструнной гитары несомненное первенство принадлежит Ф.М. Циммерману, этому Паганини семиструнной гитары и по игре, и по сочинению […]. Какая сила, беглость и ровность тона! Кажется, это мастерство с ним родилось ...он не ищет эффектов утонченных ...игра его музыкальна и серьезна, он неистощим в мелодии и мелодических фигурах, и в этом отношении фантазии его очень замечательны". Гитарист М.Д. Соколовский добавлял: "Талант Циммермана – музыкальное чудо. Если записать все, что он играет, его композиции затмили бы все написанное до сего времени для гитары".

Циммерман много сочинял, но не любил созданное переписывать для публикации, поэтому большая часть его наследия не дошла до потомков. Для гитары он писал пьесы, этюды, фантазии, мазурки и другие танцевальные композиции, раскрывающие технические и выразительные возможности инструмента. Поныне на эстраде исполняется его «Вальс-элегия».

Фортепиано, зазвучавшее со сцены в 1830-40-е гг., затмило гитару. Это подтолкнуло Ф.М. Циммермана начать карьеру педагога. Он предложил директору Петербургской консерватории А.Н. Рубинштейну открыть в учебном заведении класс гитары, но получил решительный отказ. Это и личная драма – размолвка с невестой – заставили музыканта оставить гитару и заняться хозяйством в своем имении на Тамбовщине. Гитара скрашивала досуг Циммермана, но в публичных концертах он больше не выступал. Известна его благотворительная деятельность как крупного помещика и коннозаводчика. Умер Ф.М. Циммерман в 1882 г.

ЛИТЕРАТУРА:

Стахович М. История семиструнной гитары. С.-Пб., 1864.

Классическая гитара в России и СССР, под ред. М.С. Яблокова. Тюмень-Екатеринбург, 1992.

Тимофеев О.В. Золотой век русской гитары: репертуар, исполнитель-ская практика и социальные функции русской семиструнной гитарной музыки, 1800-1850. Дисс., 1999.

Вольман Б. Гитара в России. Ленинград: Музгиз, 1961.

Казьмин О. [О Ф.М. Циммермане] // Кредо. 1996. № 11-12. С. 2.

Казьмин О. Паганини семиструнной гитары. // Тамбовская жизнь. - 1996. 20 янв.

Ларин А. Гитарист Андрей Сихра // Муз. жизнь. 1975. № 3. С. 17-18.

Стахович М. История семиструнной гитары. Спб., 1864. С. 3, 21, 30.

Ширялин, А. Семь струн Евтерпы // Муз. жизнь. 1988. №18. С. 27­28.

Ширялин, А. Отзвуки былого // Муз. жизнь. 1989. № 16. С. 21.

Ширялин А. История русской семиструнки // Нар. творчество. 1991. № 5. С. 35; № 6. С. 40.

Ширялин А.В. Поэма о гитаре. М., 1994. С. 29-31.

The New Grove Dictionary of Music & Musicians. Washing-ton: Grove's Dictionary of Music, 2001 (2nd Edition).

Russian composers and musicians: A biographical dictiona-ry. Compiled by Alexandria Vodarsky-Shiraeff. New York: H. W. Wilson, 1940.

Powrozniak Jozef. Gitarrenlexikon. Berlin: Verlag Neue Musik, 1979.

Prat Domingo. Diccionario biografico; bibliografico, historico, critico de guitarras (instrumentos afines) guitarrsitas (profesores, compositores concertistas, lahudistas, amateurs) guitarreros (luthiers) danzas y cantos; terminologia. Buenos Aires: Romero y Fernandez, 1934.

Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Vienna: Verlag der Zeitschrift fur die Gitarre, 1926.

[ Федор Михайлович Циммерман (К 200-летию со дня рождения) ] // Тамбовские даты, 2008 год. (Управление культуры и архивного дела Тамбовской области; Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина; Государственный архив Тамбовской области; Центр документации новейшей истории Тамбовской области). – интернет-ресурс: www.tambovlib.ru

* * *

Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России.
Ленинград, Музгиз, 1961.
 

[...] Условия русской жизни первой половины XIX века мало способствовали развитию музыкального профессиона-лизма, а тем более гитарному исполнительству. Не удивительно, что даже у лиц, отлично владевших гитарой, не было стимула к развитию виртуозности, а, наоборот, возникало сожаление о бесполезно затраченном на совершенствование своей игры времени. Наступало и разочарование в своем инструменте. Так, когда М. Стахович задал одному из видных учеников Сихры - Ф. М. Циммер-ману, в совершенстве владевшему гитарной техникой, вопрос, почему он не стал гитаристом-профессионалом, то услышал в ответ следующие ламентации: "Гитара неблаго-дарна; если бы я употребил свои способности и труды на виолончель, я бы гораздо более был удовлетворен своими успехами; для гитары нужна сила необыкновенная; кто ею не обладает, тот лучше не берись за этот инструмент!". А ведь Циммерман, по отзывам современников, был наиболее сильным из гитаристов-семиструнников. Несмотря на короткие и толстые пальцы, он обладал феноменальной техникой. Помимо того, он отлично прелюдировал на гитаре, технически превосходя в этом отношении даже такого мастера импровизации, как М. Т. Высотский. М. Стахович писал о Циммермане следующее: "Первое место из слышан-ных мною теперь игроков непременно принадлежит Ф. М. Циммерману. Давно знаю я его по сочинениям, и, призна-юсь, не мог понять, как можно удовлетворительно исполнять все трудности, которые встречаются в них, на гитаре... Какая сила, беглость и ровность тона! Кажется, это мастерство с ним родилось. Никогда, нигде не услышишь нечистого звука, наверху и в низах сила та же; да и как легко ему это достается! Четвертый и пятый палец левой руки работают в густых басах вместо большого, а второй и третий заняты беглыми пассажами или пением темы, оттого такая необычная у него аппликатура в его сочинениях, которую никак нельзя угадать, не слыхавши его игры. Притом, что мне особенно понравилось у Циммермана, он не ищет эффектов утонченных, поражающих не знатока и неопытного, игра его музыкальна и серьезна, он неистощим в мелодии и мелодических фигурах, и в этом отношении фантазии его очень замечательны. Правда, что у другого гитариста то, что делает Циммерман, будет всегда казаться натянуто, потому, во-первых, что ниже 12 лада он играет так же свободно, как мы, грешные, на аппликатурах 5-го или 7-го, а флажолетными пассажами сыплет, как самыми быстрыми диатоническими или арпеджиями; ...теперь его игра состоит более из пробы, переходящей в фантазию, перемежаясь его известными мазурками, вальсами и другими темами, по которым он получил справедливую известность между гитаристами".

Творческое наследие Циммермана незначительно, хотя и говорит о его талантливости. Несколько этюдов и танце-вальных пьес вот все, что сохранилось в память о Циммермане. Одна из его лучших пьес "Вальс-элегия" была опубликована М. Ивановым в нотном приложении к его книге "Русская семиструнная гитара" (М.- Л., 1948).

Материально Циммерман был обеспечен, получая хороший доход со своего тамбовского поместья. Разочаровавшись в гитаре, он совершенно перестал на ней играть.
 

 
 

TopList
Hosted by uCoz