Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Марк Данилович

Соколовский

 
 


СОКОЛОВСКИЙ Марк (Марек Конрад) Данилович (род. 25 апреля [7 мая] 1818, Погребище, близ Житомира, – ум. 25 декабря 1883 [6 января 1884], Вильнюс), – знаменитый русский, украинский и польский гитарист-шестиструнник с мировым именем. В детские годы учился игре на форте-пьано, скрипке и виолончели. Самостоятельно овладел искусством игры на гитаре (по школам М. Джулиани, Л. Леньяни, Й. К. Мерца и др.), непрерывно, в течение всей жизни совершенствуя свое мастерство. Концертную дея-тельность начал в возрасте 23 лет в Житомире, выступив 26 мая 1841 г.  с концертом для гитары ми-минор Ф. Карулли, а затем, окрыленный успехом, гастролировал и по другим городам Украины. В 1846 году дал первый концерт в Москве, вскоре став любимцем московской публики. С начала 1850-х гг. с огромным успехом гастролировал в Петербурге, Киеве, Минске, Вильнюсе и др. городах России. 8 марта 1857 года М.Д. Соколовский дал концерт в самом большом зале Москвы – в зале Благородного собрания. “Московске ведомости” 21 марта 1857 года отмечали, что на концерте М.Д. Соколовского присутствовало свыше 1000 слушателей (аудитория, достойная даже по нынешним временам ). Об успехах гитариста писали и в других русских газетах, что укрепило веру музыканта в свой талант и правильность выбранной стези.

Марк Соколовский

Марк Данилович СОКОЛОВСКИЙ

В 1858 г. началась гастрольная деятельность Соколовского за границей. Публика Вены, одного из крупнейших центров музыкальной культуры Европы, с восторгом принимала игру артиста: еще ни один гитарист не удостаивался такого горячего приема. Иностранная печать писала о его концер-тах, как о чуде. Известный немецкий критик Э. Этингер отмечал, что игра Марка Соколовского “вселит жизнь даже в камень”. Здесь же, в Вене, в 1858 (или 1859) ему был вручен диплом, утверждавший его в звании первого гитариста Европы. Триумфальные выступления Марка Соколовского в Висбадене, Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе, Дрезде-не, Милане и др., а также в польских городах – Кракове и Варшаве принесли ему славу одного из замечательных мастеров игры на гитаре. Вернувшись на родину, выступал с концертами в городах России. 25 января 1869 года состоял-ся его знаменитый концерт в Москве в переполненном зале Большого театра. Композитор Александр Иванович Дюбюк говорил: “Вы бы послушали, как он исполнял Шопена, вы бы подумали, что Шопен писал исключительно для гитары”. Прощальный публичный концерт Соколовского состоялся в Петербурге в 1877 году в зале Придворной певческой капеллы. Параллельно с исполнительской деятельностью М.Д. Соколовский вел переговоры об открытии класса гитары в Московской консерватории. Последние годы жизни провёл в Вильнюсе, давал частные уроки игры на гитаре. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Расу. 

Исполнение Соколовского отличали тонкое чувство стиля, богатство тембровых красок, нежная певучесть и виртуоз-ная техника, яркая эмоциональность и выразительность. Репертуар был тщательно продуман. Соколовский являлся превосходным интерпретатором музыки Джулиани, Леньяни, Ф. Карулли. Исполнял в собственном переложении сочине-ния Й. К. Мерца, Ф. Шопена и других композиторов. За поэтичность, одухотворённость игры, за "чарующие звуки" немцы называли Марка Соколовского "великим артистом", французы – "Паганини гитары", итальянцы – "Боттезини гитары", англичане – "королём гитаристов", поляки – "Костюшкой гитаристов". Марку Соколовскому принадлежат многие сочинения для гитары, в т. ч. полонезы, мазурки, вальсы, а также пьесы – "Русская почта" (под названием "Poczta"), "Оседлаю коня" (фантазия на романс А.Е. Варламова), "Венецианский карнавал", "Славянская думка" (обработка соч. Мерца "Fantasie romantique") и др.  Многие сочинения М. Соколовского остались неизданными.

В.А. Русанов - Очерк о М. Соколовском

Титульный лист биографического очерка В.А. Русанова о
М.Д. Соколовском

Информация о М.Д. Соколовском содержится в нескольких зарубежных музыкальных словарях и справочниках, в том числе:

The new Grove dictionary of music and musicians. London: Macmillan, 1980

Powrozniak Jozef. Gitarrenlexikon. Berlin: Verlag Neue Musik, 1979.

Bone Philip James. The guitar and mandolin: biographies of celebrated players and composers. London: Schott, 1954.

Russian composers and musicians: A biographical dictionary. Compiled by Alexandria Vodarsky-Shiraeff. New York: H. W. Wilson, 1940.

Schmidl Carlo. Dizionario universale dei musicisti. Milan: Sonzogno, 1937.

Prat Domingo. Diccionario biografico; bibliografico, historico, critico de guitarras (instrumentos afines) guitarrsitas (profesores, compositores concertistas, lahudistas, amateurs) guitarreros (luthiers) danzas y cantos; terminologia. Buenos Aires: Romero y Fernandez, 1934.

Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Vienna: Verlag der Zeitschrift fur die Gitarre, 1926.
 

Юргис Римкявичус, "Легендарный певец гитары".
Журнал "Яунимо грятос", сентябрь 1978 г.           


Юргис Римкявичус, "Легендарный певец гитары".
Музыкальный альманах. Гитара, вып. №1, 1986 г.


 
 

TopList
Hosted by uCoz