Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Леонард Шульц

 

ШУЛЬЦ Леонард (Leonhard Schulz), родился в 1814 году в Вене, умер 27 апреля 1860 года в Лондоне после тяжелой и продолжительной болезни, – австрийский гитарист и компо-зитор. Учиться игре на гитаре начал у своего отца – Леонар-да Шульца (старшего) – венгерского гитариста, переселив-шегося в начале XIX века в Вену, где он вскоре приобрел репутацию хорошего исполнителя, а также стал известен как педагог и гитарный композитор, некоторые из сочинений которого были опубликованы венскими издателями (правда, той популярности, какую позднее имели сочинения его сына, они не получили). В возрасте 8 лет Леонард Шульц начал выступать как солист, а также в дуэте и трио со своим 10-летним братом Эдуардом (1812-1876) и отцом в Вене. Семья Шульц – отец и его сыновья – в начале века была одним из наиболее известных гитарных трио и первым профессиональным камерным музыкальным коллективом с участием гитары, концертировавшим по странам Европы, отзывы о концертах которого регулярно появлялись на страницах музыкальных журналов того времени (Эдуард Шульц наряду с гитарой вскоре начал заниматься также и фортепьяно, прекрасно овладел этим инструментом и еще ребенком был удостоен чести играть в Вене перед самим Бетховеном, а в зрелые годы был одним из наиболее уважаемых и востребованных пианистов и учителей форте-пьянной игры в Лондоне). В 1826 году Шульц с отцом и братом отправились на гастроли в Англию, где 24 апреля провели в Лондоне свой первый концерт (Эдуард играл на фисгармонии, а Леонард с отцом – на гитарах), после чего состоялось их выступление при Королевском дворе, где они играли для короля Георга IV (1762-1830). По возвращении в Вену юный Леонард считался уже мастером игры на гитаре. В 1827 году в Вене и в начале 1828 года в Париже прошли новые серии концертов семейного гитарного трио Шульцев, получившие широкий отклик в музыкальной прессе. В том же 1828 году, во время второго посещения Англии, они приняли участие в концертах Лондонского филармонического обще-ства. Наибольших похвал заслужило исполнение ими рондо для двух гитар и фантазии "Der Abschied der Troubadours"  (Прощание трубадура) для фисгармонии (т.н. эоловой гармоники – Äol-harmonica – или серафины) и двух гитар – совместного сочинения Мауро Джулиани и Игнаца Моше-леса. Оставшись жить в Англии, Леонард Шульц продолжил выступать с концертами и пользовался большой популяр-ностью как преподаватель гитары и композитор (давал, в частности, уроки игры на гитаре Алоису Йозефу Гёцу (1823-1905) – получившему впоследствии известность австрий-скому гитаристу и композитору, опубликовавшему множест-во сочинений для гитары, и написавшему собственную школу игры на гитаре, – с которым затем неоднократно выступал в дуэте в концертах). В течение 1833-1840 годов Л. Шульц предпринимал частые концертные поездки на континент, выступая один или в дуэте с Алоисом Гёцем. В мае 1833 года он с успехом исполнил в Ганновере свою Фантазию для гитары (оп. 10), много и с большим успехом выступал в Париже, где было опубликовано несколько из его сочинений для гитары.

С большим чувством описывал свою встречу с Л. Шульцем в 1851 году в Лондоне и впечатления от знакомства с его игрой русский гитарист Николай Макаров: "Много пьес, все своего сочинения проиграл он мне и привел меня в неопи-санный восторг, в какое-то пьянение. В его игре было все: и необычайная беглость, и отчетливость, и сила, и нежность, и одушевление, и вкус, и блеск, и выражение, и новые, пора-зительные эффекты, и широкий стиль. А сверх этого видна была у него необыкновенная уверенность в самом себе, так что, казалось, он играл шутя, нисколько не замечая страш-ных трудностей, какими изобиловали играемые им пьесы. Между этими пьесами меня особенно очаровали своею пре-лестью: "Gabriellen-Valse", "Valse Autrichienne" и "Rondo Savo-yard" (Н. Макаров. Задушевная исповедь. Ж-л "Современ-никъ", С.-Петербург, 1859, стр. 149-150).

Композиторское наследие Леонарда Шульца очень велико и насчитывает свыше 100 сочинений, среди которых много-численные аранжировки и переложения для гитары. Главны-ми из его сочинений являются: оп. 9, Вариации для гитары соло; оп. 11, 12, 13 и 14, Рондо для гитары соло, и оп. 15, Модуляции, опубликованные Иоганнингом, Лондон; оп. 21-32, различные песни в аранжировке для гитары, там же; оп. 20 и 33, две серии двенадцати аранжировок для гитары в ми мажор (E major), опубликованы Месонье, Париж. Большую фантазию для соло гитары, ор. 48, композитор посвятил жене своего друга, виртуозного польского гитариста Феликса Горецкого. Последние композиции Леонарда Шульца были опубликованы уже после его смерти. Будучи гениальным музыкантом, Леонард Шульц в то же время не отличался праведным поведением в повседневной жизни, был беспе-чен, погряз в долгах, скрывался от кредиторов, рассорился и перестал видеться с братом... столь беспутная жизнь в конечном итоге и привела его к преждевременной смерти.

Основные источники:

Philip J. Bone, The Guitar and Mandolin, London, 1914. Стр. 268-270

Макаров Н.П. Задушевная исповедь //  Современникъ, СПб, 1859

Интернет-проект Editions Orphée

Авторы составители выражают также свою благодарность за
предоставленную информацию Юрию С., Новосибирск (Россия)
E-mail: yurik84@rol.ru


TopList
Hosted by uCoz