Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Йозеф Паммер

 

ПАММЕР Йозеф (12 мая 1904, Винер-Нойштадт, Нижняя Австрия – 1969), – австрийский гитарист, гитарный педагог и композитор. В 1930-х годах гастролировал в Советском Союзе, затем преподавал в г. Саратове. В 1936 году был репрессирован и в 1939 году выслан за пределы СССР.

Йозеф ПаммерСын капельмейстера, он c шести лет начал изучать игру на скрипке под руководством своего отца. В возрасте 15 лет начал заниматься гитарой, сначала тайком, а затем под руководством отца, взявшегося обучать сына игре и на этом инструменте. После долгих поисков Пам-мер встретился с профессором Якобом Ортнером, который познакомил его с серьезной гитарной литературой. В 1931 году он окончил Венскую музыкальную академию по классу гитары и совершил концертное турне по Австрии, Швеции и СССР. В 1933-1934 годах Йозеф Паммер выступал в Москве в зале Политехнического музея, во Владикавказе и городах Поволжья, в частности, в Сталин­граде, Саратове, Уральске. В критической заметке о его концертах во Владикавказе, опубликованной в газете «Пролетарий Осетии» №133 от 14 июня 1934 года*, по словам Машкевича, "правильно оцени­вающей исполнение артиста", говорится следующее: "Мастерство, с которым Паммер исполняет на шестиструнной испанской гитаре классические произведения лучших иностранных компози­торов, позволяет причислить его к ряду лучших гитаристов".

Характерная особенность Й. Паммера состояла в том, что он не шел по пути многих "гитаристов-виртуозов" того време­ни и не включал в свой репертуар "хорошо всем известных композиций", и, по словам критиков, "гитара Паммера пропагандировала и знакомила слушателей с серьезными оригинальными произведениями Шопена, Листа, Шумана, Альбениса и, наконец, с композициями самого музыканта". Блестящее знание инструмента, использование всех его возможностей, делали выступления Йозефа Паммера интересными для каждого любителя музыки. Интересны замечания, которые приводит автор заметки в заключение: "К недочетам исполнения можно отнести лишь малую темпераментность, которую всегда можно заменить блестящей техникой музыканта". Эти концерты состоялись 11 и 12 июня 1934 года** в зале кинотеатра "Гигант" в г. Владикавказе.

После смерти в 1934 году А.П. Шулера вел "класс испанской гитары" в Саратовском музыкальном училище. 13 июня 1936 года Паммер Иосиф Себастьянович (русифицированное имя музыканта в период его работы в СССР) был арестован по обвинению в шпионаже и подготовке диверсионного акта на Саратовском заводе комбайнов и по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 20 декабря 1938 года приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен высылкой за пределы СССР. В 1939 году гитарист был освобожден и вернулся на родину. На основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года Йозеф Паммер был реабилитирован.

Йозеф Паммер вел активную исполнительскую и препо-давательскую деятельность. В течение 10 лет он состоял преподавателем класса гитары государственной консерва­тории и педагогического института в Клагенфурте (земля Каринтия, Австрия), несколько лет был солистом местной радиостудии и гитаристом в ансамблях камерной музыки. Один из его учеников – Теодор Коллингер на Междуна­родном конкурсе в 1957 году в Болонье при исключении первой премии получил Вторую.

Й. Паммер является автором следующих композиций:

  1. Вариации на австрийскую колыбельную песню (диплом на
      Международном конкурсе в 1957 г. в Болонье)
  2. Ноктюрн (опубликован в 1957 г. в журнале "B. N. J", Лондон)
  3. Вариации на тему Й. Гайдна
  4. "Грустный вальс" (Valse triste)
  5. "Мария идет по цветам" (Maria geht durch Blueten)
  6. Бурлеска (Burleske)
  7. Маленький торжественный марш
  8. Несколько гавотов и менуэтов
  9. Лендлер
10. Двадцать песен с гитарой
11. Музыка для трио (скрипка, флейта, гитара)
12. Этюды и аранжировки для гитары соло.

Творческая деятельность Йозефа Паммера в период его пребывания в СССР, несмотря на ее непродолжительность, оказала положительное влияние на развитие искусства классической гитары г. Саратова и способствовала разви­тию российской культуры в целом.

 

 

Основные источники:

Ганеев В. Р. Искусство классической гитары в Саратове // Проблемы музыкальной науки. - 2009. - № 1. - С. 172-176.
Он же. Классическая гитара в Саратове // Гитарист. - 2006. - №2. - С. 39.
Он же. Классическая гитара в Саратове: "Немецкий след" и культурные традиции" (Межд. интернет-конфер. "Муз. культура Германии", 2005)

 

* * *
 

*  В работах В. Ганеева название газеты («Пролетарский осетин») и дата ее выхода (16 мая) указаны неверно.

** В работах В. Р. Ганеева даты концертов указаны неверно: 11 и 12 мая, вместо 11 и 12 июня.

(Информация предоставлена Сергеем Федосеевым)


TopList
Hosted by uCoz