Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Юрий Ильич
Дьяков

 

ДЬЯКОВ Юрий Ильич (1840, Воронежская губерния - 1920, Москва) – российский гитарист, аранжировщик. В раннем детстве остался круглым сиротой и был отдан сначала в приготовительный пансион, а затем в Первый Московский кадетский корпус. Когда ему исполнилось 18 лет, поступил в Военно-инженерную академию и блестяще ее окончил. После академии был направлен на работу в Москву. При-близительно в 20-летнем возрасте впервые познакомился с гитарой (уезжая из Москвы, товарищ оставил ему на сохра-нение хорошую семиструнную гитару известного мастера И.Я. Краснощёкова и поскольку инструмент долго находился у Ю.И. Дьякова, тот решил попробовать на нем играть: до этого он музыкой не занимался, разве только участвовал в товарищеских хорах, учась в кадетском корпусе).  Сначала занимался самостоятельно по школе А.О. Сихры, а затем взял несколько уроков у Петра Андреевича Корина  (1814 - 1894) – артиста Большого Императорского театра. Одновре-менно с освоением гитары стал изучать теорию музыки по курсу профессора Московской консерватории Гаммера. Спустя некоторое время Ю.И. Дьяков познакомился и с 6-струнной гитарой: увидев в книжном магазине "Школу игры для шестиструнной гитары", он решил приобрести ее и изучить новый для себя строй. Освоению шестиструнной гитары поспособствовал и его переезд в Петербург, где он познакомился с Пьетро (Петром) Петтолетти – педагогом, композитором и гитаристом Оперного театра. По прошест-вии полутора лет, в течение которых он брал у него уроки, тот объявил своему ученику, что теперь он может уже самостоятельно продолжить изучение гитары, а ему – остаться добрым приятелем.

Ю.И. Дьяков

Когда в Петербурге был создан небольшой гитарный кружок, его членом (а, возможно, также и одним из организаторов) был и Ю.И. Дьяков. Вскоре кружок приобрел известность, т.к. в общении ценились такие человеческие качества, как открытость и радушность характера, живой, проницатель-ный ум, добродушный юмор, музыкальная объективность. Его стали посещать известные исполнители – И.А. Клингер, Н.П. Макаров, А.К.Голиков, М.Д.Соколовский, О. Петров и другие, а также композитор А.П. Бородин, давший высокую оценку переложениям Дьякова классической музыки для ансамбля гитар. По свидетельству Николая Макарова Ю.И. Дьяков был превосходным музыкантом и знатоком гитары, прекрасным аранжировщиком, занимался переложением для гитары даже сонат Бетховена. Получило известность также сделанное им переложение для 3-х шестиструнных гитар Симфонии в до минор Бетховена, о котором, впрочем, негативно отозвался Доминго Прат, по мнению которого "переложения всегда должны вызывать то же чувство, что и оригинальное произведение, и украшать его в рамках канонов, в которых он был задуман", а для данной работы гитарные ресурсы оказались слишком бедны. Однако, подобные оценки, хотя и имеют право на существование, не могут умалить достоинств и значения аранжировок Дьякова, о которых журнал "Гитаристъ" писал: "Труд аранжиров-щика… очень велик и серьёзен. Он играет ту же роль в прогрессе музыки, какую играет переводная литература, знакомя нас с лучшими произведениями других народов. Вот почему имя аранжировщика-художника, поставленное на произведении великого композитора, всегда было и будет бессмертным, наряду с лучшими представителями этого инструмента". Известна 71 аранжировка Ю.И. Дьякова. Среди них – 17 аранжировок произведений Бетховена (в том числе симфония и сонаты), 8 – Глинки, по 5 – Гайдна и Шопена, 4 – Джулиани, 3 – Шуберта, по одному произве-дению Сихры, Саренко, Шопена и Берлиоза. Дьяков сделал переложения из опер "Сивильский цирюльник", "Фигаро", "Вильгельм Телль", "Семирамида". Некоторые из работ Ю.И. Дьякова были опубликованы в журнале "Гитаристъ", изда-вавшемся В.А. Русановым. Собрал ценную нотную библио-теку, содержащую редкие ноты сольной и ансамблевой музыки для шестиструнной гитары и других инструментов, которая в 1933 году была приобретена Л.В. Девятовым. Имеются сведения, что в 1905 году Ю.И. Дьяков жил в Киеве.
 

Основной источник:
Красюков А.П. Летопись Воронежской гитаристики,
 "Воронежский центр гитары" 2006 г.

Дополнительные источники:
Руднев С.И. Русский стиль игры на классической гитаре. Тула, 2002.
Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Wien, 1926 (2003).
Прат Д. Словарь гитаристов. 1934.

Фото – "Воронежский центр гитары"


TopList
Hosted by uCoz