Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Гектор Берлиоз

 
 

 

БЕРЛИОЗ Гектор (Hector Berlioz) (1803-1869) – крупнейший французский композитор 1-й половины XIX века, дирижер, музыкальный критик и писатель. Член Института Франции1 (1856). Один из передовых художников-романтиков, созда-тель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра, к мону-ментальности вокально-инструментального стиля, к гротес-ковому заострению образов. Сочинения: "Фантастическая симфония" (1830), симфония "Гарольд в Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера "Бенвенуто Челлини" (1838), "Ромео и Джульетта" (драматическая симфония для симфоничес-кого оркестра, солистов-певцов и хора, сл. Э. Дешана по Шекспиру ор. 17, 1838-39), "Траурно-триумфальная симфо-ния" (1840), "Осуждение Фауста" (драматическая легенда, в 4 ч. для солистов, хора и оркестра, ор. 25, 1845-46, исп. 1846, Париж), опера-дилогия "Троянцы" (1859) и др. Наряду с Р. Вагнером является создателем новой школы дирижиро-вания. Автор трактатов: "Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке" (Париж, 1844), "Дирижер оркестра" (1856, русский перевод – М., 1912). "Музыкальное путешествие в Германию и Италию" (Париж, 1844), "Мемуары" (т. 1-2, 1860, русские переводы: А. В. Оссовского, СПБ, 1896; О. К. Слезкиной, М., 1962).

Родился 11 декабря 1803 года в городке Кот-Сен-Андре в департаменте Изер близ Гренобля в семье врача Луи-Жозефа Берлиоза. В 1817 году стал заниматься музыкой, сначала на скрипке и флажолете (флейте), а в 1818 году начал обучаться игре на гитаре (увлекался также игрой на барабане). По настоянию отца, мечтавшего видеть своего сына медиком, в 1821 году, сдав в Гренобле экзамены на звание бакалавра, переехал в Париж, где поступил в Медицинскую школу, в которой проучился до 1824 года. Решив посвятить себя композиторскому творчеству, Гектор Берлиоз еще будучи студентом-медиком начал частным образом заниматься изучением теорий композиции сначала с Жероно, а затем с Жаном Франсуа Лесюэром (1760-1837) – французским композитором, профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений. Оставив вопреки воле родителей, призывавших своего сына "бро-сить погоню за химерой и вернуться на прямую стезю к почтенной карьере", занятия медициной ради музыки,  Берлиоз в 1826 году по совету Лесюэра поступил в Королев-скую школу музыки (Парижскую консерваторию), которую окончил в 1830 году (учился у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи). В конце 1820-х гг. увлекся творчеством Л. Бетховена, а также У. Шекспира и И.В. Гёте, творения которых, особенно Шекспира, стали основой многих его произведений. Другими источниками влияний были творения британских писателей-романтиков Т. Мура, В. Скотта и Дж. Г. Байрона.

Гектор Берлиоз (1831)

Портрет Г. Берлиоза,
худ. Эмиль Синьоль, 1831 (Рим, Италия)

В 1830 году, после трех неудачных попыток (1827, 1828, 1829), Берлиоз наконец получил Большую Римскую премию – почетную национальную государственную награду, при-суждаемую Академией искусств музыкантам-студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории и выпускникам других художественных учебных заведений, –со льготами и стипендией, дающими право на трехлетнее художественное совершенствование в Риме (на соискание премии Берлиоз представил кантату "Сарданапал", по Байрону). Правда, молодой композитор лишь частично использовал возможность, предоставленную ему как лауре-ату Римской премии, и после 15 месяцев проведенных в Италии в 1831-32 годах, возвратился в Париж (1832), где занялся композиторской, дирижерской и критической дея-тельностью.

После премьеры в 1830 году "Фантастической симфонии", в которой личная драма композитора (его пылкая, романти-ческая любовь к английской актрисе Гарриет Смитсон, ставшей впоследствии его женой, долго оставалась безответной) сплетается с характерной для той эпохи темой "утраченных иллюзий", его творчество оказалось в центре общественного внимания. Новаторские опыты Берлиоза (особенно в области оркестровки) многими расценивались как преднамеренные выпады против академических правил и общепринятых художественных вкусов и были враждебно встречены значительной частью академических музыкаль-ных кругов. Вместе с тем, Берлиоз приобрел в этот период и немало сторонников и друзей среди музыкантов. Его горячо поддерживали Р. Шуман (посвятил "Фантастической симфо-нии" специальную статью), Н. Паганини, Ф. Лист. С 1842 года Гектор Берлиоз начал гастролировать за границей (в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии), став первым в истории исполнительского искусства гастролирую-щим дирижером, исполнявшим наряду со своими произведе-ниями и современных авторов.  В 1847 и 1867-1868 гг. он с триумфом выступал (как дирижер и композитор) в Петер-бурге и Москве.  В России Берлиоз нашел понимание и поддержку у видных русских музыкальных деятелей – М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, В. В. Стасова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. Г. Рубинштейна.

На протяжении почти всей своей жизни Гектор Берлиоз вел также обширную деятельность как музыкальный критик и писатель, которую начал еще в 1823 году, дебютировав в парижской прессе (журнал "Le Corsaire") с полемической статьей в защиту принципов классической драматургии К. В. Глюка и его школы. С 1835 по 1864 год он постоянно рабо-тал в качестве музыкального критика в "Journal des debats politiques et litteraires"" (Журналь де деба), а также тесно сотрудничал с "Gazette musicale de Paris" (Газет мюзикаль). Наиболее значительные музыкально-критические работы Берлиоза посвящены Л. Бетховену, К.В. Глюку, В.А. Моцар-ту, Г. Спонтини. Среди современных композиторов он высо-ко ценил K.M. Вебера, Ф. Листа, Н. Паганини. В последние годы жизни завязались дружеские отношения Берлиоза с К. Сен-Сансом; он поддерживал дебюты Ш. Гуно, Ж. Бизе. Гектор Берлиоз был первым в зарубежной критике, кто оценил значение М.И. Глинки. Русские музыканты рассмат-ривали деятельность Г. Берлиоза (композитора, дирижёра, критика) как выдающееся явление современности. В.В. Стасов называл его "отцом и создателем новейшей про-граммной музыки целого мира".  Ряд литературных работ Берлиоза разного времени был посвящен музыкально-эстетическим вопросам (статьи "О музыке классической и о музыке романтической", "О подражании в музыке", очерк "Музыка" и др.).

Берлиоз на 10-франковой банкноте

Изображение Г. Берлиоза с гитарой на фоне виллы Медичи в Риме (резиденции Французской академии в Италии, где проживали обладатели Римской премии)
на 10-франковой французской банкноте (вып. 1972-1978 гг.)

Г. Берлиоз мастерски владел гитарой и был страстным ее поклонником, считая этот инструмент очень мелодичным. Часто импровизировал на гитаре в кругу своих друзей и поклонников; не играя на фортепьяно, Берлиоз в процессе композиции часто проигрывал партии своих сочинений на гитаре. Написал ряд вариаций для гитары-соло, аранжиро-вал различные песни в сопровождении гитары, ввел в свою оперу "Бенвенуто Челлини" (ор. 23, 1834-37, пост 1838 т-р "Королевская академия музыки и танца", Париж) соло на гитаре. В 1820-30 годы Берлиозу, испытывавшему немалые материальные трудности, в течение нескольких лет прихо-дилось зарабатывать на жизнь, давая уроки игры на гитаре. О том, насколько серьезно Берлиоз относился к гитаре говорит и тот факт, что в своем знаменитом трактате по инструментовке он посвятил ей несколько страниц и называет гитару инструментом, который подходит также и для сложных полифонических сочинений. Композитор всегда очень высоко отзывался о музыкальных возмож-ностях гитары из-за чего, возможно, ему нередко приписы-вают фразу "гитара – это оркестр в кармане", в действи-тельности принадлежащую Бетховену и лишь повторенную вслед за ним Берлиозом, безусловно разделявшим такую оценку.

Гитара Н. Паганини и Г. Берлиоза

Гитара, на которой играли Н. Паганини и Г. Берлиоз

Одной из гитар, принадлежавших Гектору Берлиозу, был инструмент работы французского мастера Гробера (1794-1869). Эту гитару, очень понравившуюся Н. Паганини, ее владелец, французский инструментальный мастер Жан Батист Вильом (1798-1875), передал в распоряжение и пользование великому скрипачу во время его пребывания в Париже. Когда же перед отъездом из Франции Паганини вернул ее Ж.Б. Вильому (оставив на ней с разрешения хозяина свой автограф), тот подарил ее Гектору Берлиозу, хорошо зная о его большой любви к гитаре и преклонении перед искусством Никколо Паганини, в свою очередь также высоко ценившим и активно поддерживавшим Берлиоза. В последствии композитор передал этот инструмент (добавив к автографу Паганини и свой) в музей Парижской консерва-тории, где тот сейчас и находится.

Гектор Берлиоз (1850)

Портрет Г. Берлиоза,
худ. Жан Гюстав Курбе, 1850

Жизнь Берлиоза была полна испытаний и трагических утрат. Несмотря на то, что его брак с Гарриет Смитсон трудно было назвать безоблачным и счастливым, Берлиоз тяжело переживал ее болезнь и последовавшую в 1854 году смерть. Потом были годы сложных отношений со второй женой, а затем и ее кончина в 1861 году от сердечного приступа. Еще более  подкосила его силы невосполнимая потеря  единст-венного  сына, 33-летнего Луи – в 1867 году молодой моряк-капитан умер вдали от родины от желтой лихорадки. В последние годы композитора к тяжелым обстоятельствам личной жизни прибавилось и чувство духовного отчуждения от новых тенденций французской и европейской музыки. Последним созданным Берлиозом произведением стала опера "Беатриче и Бенедикт" по комедии "Много шума из ничего" Шекспира (1862).

Умер великий французский композитор в Париже 8 марта 1869 года.

 


1 Институт Франции – основное официальное научное учреждение Франции, созданное в 1795 (до 1806 Национальный институт наук и искусств), объединяет 5 академий: Французскую академию, Академию надписей и изящной словесности (1663; исследования по древним и восточным языкам, средневековым наречиям, истории), Академию естественных наук, Академию искусств (1803), Академию моральных и политических наук (1832).
 

ЛИТЕРАТУРА:

B. H. Александрова [Гектор Берлиоз],
Музыкальная энциклопедия, Т. 1, с. 429-436.

Bone Philip J. The guitar and mandolin:
biographies of celebrated players and composers for these instruments.
London: Schott & Co., 1914, p. 36-40, 234.

Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique. Paris, 1868, T. 1, p. 362-365.

Теодор-Валенси. Берлиоз. М., Молодая Гвардия, 1969
(Серия "Жизнь замечательных людей")
 

Л. О. Акопян [Гектор Берлиоз],
 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2000 
 

 
 

TopList
Hosted by uCoz