Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Петр Спиридонович

Агафошин

 
 

АГАФОШИН Петр Спиридонович (1874-1950), – русский советский гитарист, один из первых педагогов на шести-струнной гитаре. П.С. Агафошин родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Страсть к гитаре унаследовал от отца (первоначально играл на "русской" семиструнной гитаре). Переехав в Москву, Петр Агафошин совершенствовал игру на любимом инструменте самостоя-тельно, лишь изредка пользуясь советами преподавателей, среди которых были Валериан Русанов – редактор московского журнала "Гитарист", автор книги о прекрасном русском гитаристе-самородке М.Т. Высотском, и А. И. Бенедиктов. В 1898-1908 был солистом и концертмейстером Московского общества мандолинистов и гитаристов, а с 1912 – гитаристом Малого театра. Значительную роль в художественном развитии Агафошина сыграла его дружба с художниками В.И. Суриковым и Д.Э. Мартэном, страстными поклонниками гитары. 

Петр Агафошин

Участвовал как исполнитель во многих концертах. Акком-панировал выдающимся певцам Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо. Признанием исполнительского искусства Петра Агафошина явилось приглашение участвовать в опере Массне "Дон Кихот" в Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф.И. Шаляпину.

Встреча в 1926 году с Сеговией окрылила Агафошина. Он не пропускал ни одного концерта испанского артиста, лично встречался с ним. "После отъезда Сеговии, – писал Агафошин, – я немедленно перестроился, внес необходи-мые коррективы в свою постановку, в приемы игры. К следующему его приезду весной 1927 года мое состояние было более уравновешенным, так как к этому времени я уже и сам кое-чем овладел. Поэтому мои дальнейшие наблюдения над его игрой были значительно более продуктивными, я мог сосредоточить их на отдельных моментах и деталях его исполнения, особенно тех пьес, которые были в процессе моего изучения".

Сидят: Андрес Сеговия и П.С.Агафошин
стоят: В.Климов (гитарный мастер) и гитарист А.Ф. Попов
(Фото из ж-ла "Музыкальная жизнь", №4, 1988 г.) 

Год интенсивных занятий дал ощутимые результаты. В 1927 году Агафошин снова играл Сеговии. Это происходило в мастерской художника П.П. Кончаловского. Вспоминая об этой встрече, Кончаловский писал, что Сеговия назвал Агафошина "лучшим московским гитаристом".

П.С. Агафошин более 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. В 1930-1950 годах вел курс гитары в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории. Многие известные советские гитаристы были его учениками (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие). 

П.С. Агафошин - "Новое о гитаре" (1928)

П.С. Агафошин. Новое о гитаре.
М. : Госиздат. Музыкальный сектор, 1928

П.С. Агафошину принадлежит книга "Новое о гитаре: Гитара и ее деятели по новейшим данным", изданная в 1928 году, написанная под свежим впечатлением от общения с искус-ством выдающегося А. Сеговии, и известная "Школа игры на шестиструнной гитаре", в основу которой легли семинары А.Сеговии.

ПРЕДИСЛОВИЕ к четвертому изданию
"Школы игры на шестиструнной гитаре" П.С. Агафошина.

Петр Спиридонович Агафошин (1874-1950) – известный русский гитарист-шестиструнник первой половины ХХ века. Более сорока лет он был солистом оркестра в Государственном академи-ческом Малом театре. Свою педагогическую деятельность он начал еще до революции. В 1931-1933 годах он вел класс гитары в Московской государственной Консерватории, а начиная с 1930 года и вплоть до своей кончины – в музыкальном училище имени Октябрьской революции. Многие современные гитаристы-шестиструнники являются его прямыми или косвенными учениками.

Личные контакты со знаменитым испанским гитаристом Андресом Сеговией, неоднократно приезжавшим в СССР, помогли П. С. Агафошину в деле внедрения в нашей стране классической шестиструнной гитары (до революции у нас была распространена в основном семиструнная гитара со строем приспособленным к аккомпанементу русским песням). В 1928 году была опубликована небольшая книжка П. Агафошина "Новое о гитаре", способствовавшая широкому распростра-нению шестиструнной гитары.

"Школа для 6-струнной гитары" вышла в свет в 1934 году, она явилась первым в нашей стране капитальным методическим пособием для игры на этом инструменте. В последующие годы Агафошин составляет и публикует 10 сборников пьес классиков шестиструнной гитары и 6 альбомов собственных переложений и композиций (все это издано Музгизом в 30-50 годы).

Деятельность П. С. Агафошина по всестороннему развитию в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, принесшая заметные плоды, была высоко оценена Советским правительством – он был награжден орденом "Знак почета" и двумя медалями.

При написании "Школы" автор руководствовался следующими основными методическими положениями:
1. Учащийся в курсе своего обучения по "Школе" должен пройти основные этапы, которые прошла сама гитара в ее истори-ческом развитии. То есть он должен ознакомиться с приемами и с произведениям гитаристов различных стилей и эпох.
2. Учащийся должен научиться играть на гитаре играя, то есть приобретая необходимые познания и навыки игры не на сухом учебно-тренировочном материале типа упражнений и этюдов, а на умело подобранном высокохудожественном материале, воспитывающем вкус и приносящем вместе с практическими и техническими навыками также и эстетическое удовлетворение.
3. Основной смысл существования гитары, по убеждению автора, заключается в лиричности, задушевности, чистоте и красоте издаваемых ею звуков. Гитаре чужды всякое форсирование звука, всякая бравурность.

Этими жизненными и педагогическими принципами и определяется сделанный автором отбор предназначенного для "Школы" материала и соответствующий исполнительский подход к нему.

К числу особенностей "Школы" относятся также разработка и систематизация гармонических средств гитары, проведение всей учебы на высоком художественном материале, увязка теоретической части (основ гармонии) с практической, показ возможностей гитары как аккомпанирующего инструмента.

Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930-1950 гг. За вклад в развитие культуры игры на шестиструнной гитаре, подготовку кадров профессиональных гитаристов, исполнителей и педагогов был награжден орденом "Знак почета" и двумя медалями.
 



Из книги Н. Ивановой-Крамской 
"Жизнь посвятил гитаре" (воспоминания об отце) 
М., Объединение "Тепломех", 1995г:*

"Когда в Москву впервые приехал Андрес Сеговия, Агафошин (тогда еще гитарист-семиструнник), неоднократно встречался с ним, подолгу беседовал, не пропускал ни одного концерта и репетиции, сопровождал Сеговию на приемах, проходивших в домах известных советских музыкантов и деятелей культуры: А. Луначарского, альтиста В. Борисовского, художника И. Бродского. Испанский музыкант делился с Агафошиным своими взглядами по поводу разницы строя шести- и семиструнной гитар, рассказывал о кропотливой работе по исследованию истории инструмента. После встреч с ним Петр Спиридонович начал изучать книги об исполнительном искусстве, анализировать музыку разных стилей и, в конце концов, убедился в правоте Сеговии: шестиструнная гитара – классический инструмент, принадлежащий к той же группе, что и скрипка, виолончель, арфа. Об этом еще в прошлом веке говорил Г. Берлиоз. Агафошин знал, что в школах и консерваториях западных стран гитара преподается, хотя и там, по рассказам Сеговии и Луизы Валькер, существовали свои трудности, проблемы.

Проанализировав особенности бытования инструмента в нашей стране, в 1928 году Агафошин пишет книгу «Новое о гитаре». Она явилась неожиданностью для многих и положила начало горячим спорам: на ее страницах Петр Спиридонович убежденно, порой в резко категорической форме доказывает преимущества забытого шестиструнного инструмента над семиструнным. Извечный вопрос, какая гитара лучше, снова выносится на повестку дня. Чего только не инкриминируют автору поклонники семиструнной гитары – пристрастность, предвзятое отношение к традициям русской культуры! Но он снова и снова отстаивает свою позицию, суть которой – развитие профессиональной исполнительской культуры в работе над оригинальным репертуаром, контакты с представителями других жанров.

[...] Вскоре Петр Спиридонович добивается права преподавания гитары в Музыкальном техникуме имени Октябрьской революции, чуть позже – в Московской консерватории. А потом, суммируя собственный педагогический опыт, пишет большой труд «Школа игры на шестиструнной гитаре», который и до наших дней остается одним из фундаментальнейших отечественных учебников. Многочисленные сборники из серии «Классический репертуар», составленные им, – пример верности классике. О том же свидетельствуют и программы его учеников."

 *   П.С. Агафошин был учителем А.М. Иванова-Крамского.
**  Основу статьи составляют материалы из работ М. Вайсборда.
 

 
 

TopList
Hosted by uCoz